По конфигурации чугунные задвижки могут быть нескольких типов. В большинстве случаев корпус задвижки изготавляется полнопроходным для препятствия скопления осадков, но есть и суженные (неполнопроходные) чугунные задвижки, у которых диаметральное сечение седел сужается.

Важная деталь чугунных задвижек – выдвижной шпиндель. Он позволяет проводить технический уход непосредственно в процессе эксплуатации задвижки. Если шпиндель невыдвижной, доступ к внутренним деталям задвижки отсутствует, что делает невозможным смазку резьбовых соединений. Такая задвижка быстрее выходит из строя, однако она удобна в случае ограниченного рабочего пространства и также имеет свою область применения.

Задвижка чугунная изготовляется в определенном диапазоне рабочего давления, диаметральных сечений и температурных характеристик сред. Устанавливая чугунную задвижку, следует подготовить ее рабочую поверхность (пропарить горячей водой для расконсервации), просушить и затем устанавливать. Задвижку чугунную нельзя монтировать приводом вниз во избежание утечек транспортируемой среды во время открытия. Также следует избегать перекосов фланцев при монтаже.